Артём Антонов

кинорежиссёр


АРТЁМ АНТОНОВ  /  интервью, критика, анонсы  /  Для справочника "Новые лица Петербурга"

АРТЁМ АНТОНОВ

Режиссер, призер многочисленных кинофестивалей, участник Каннского фестиваля, номинант премии Американской киноакадемии («Оскар»), работает на киностудии «Никола-фильм».

Олеся Манохина. Справочник «Новые лица Петербурга». 11 октября 2005 г.

– Детство режиссера можно назвать особенным?

Не могу говорить за всех. У меня так получилось, что только потом узнал название профессии, которую выбрал. Все, наверное, изначально ищут в жизни какое-то чудо, волшебство. Для меня волшебством было с помощью камеры остановить мгновение, зафиксировать кусочек жизни, чтобы можно было к нему вернуться. Поэтому я сначала узнал название профессии человека с камерой и захотел стать оператором. Занимался во Дворце пионеров в кинокружке, потом с одноклассниками создал в школе свою «кинокомпанию» «Синема». Стали снимать маленькие 3-5-минутные игровые фильмы. Постепенно понял, что мне интересно не столько просто фиксировать события на камеру, сколько создавать перед ней некий свой мир. Уже потом я узнал, что эта профессия называется режиссер.

Ты еще учился в киношколе…

Да, в киношколе-студии «Кадр» при «Ленфильме». Киношкола – это дополнительное образование, которое я получал с одиннадцатого класса. Когда начал понимать, что свое будущее хочу связать с режиссурой, то поступил на сценарно-режиссерское отделение, в мастерскую Александрова А. Д. Там я получил азы, основы будущей профессии.

А после школы?

А после школы поступать никуда не хотел, потому что поступать нужно только тогда, когда чувствуешь зачем ты это делаешь и что ты хочешь получить от обучения. После окончания школы хотелось только снимать кино. Я пошел работать на «Ленфильм», а параллельно, учась в киношколе, мы снимали свои учебные фильмы. И только через четыре года после окончания школы пришло осознание того, что исчерпал все свои небольшие знания в кинематографе, возникла острая потребность учиться дальше. Поступил в Петербургский Университет Кино и Телевидения на «режиссуру игрового кино» в мастерскую И.Ф.Масленникова и Н.Н.Кошелева. Поступил сразу – помог опыт, приобретенный в киношколе.

Ты участвовал во многих городских, российских и международных фестивалях. А помнишь свой первый фестиваль?

Я достаточно мягко вошел в фестивальную жизнь, поэтому не могу точно вспомнить свой первый. До института я участвовал в любительских кинофестивалях. Самые же яркие впечатления оставили два фестиваля: первый университетский «Петеркит», поскольку это был первый «свой», «родной» фестиваль и первые мои профессиональные призы, и Каннский фестиваль, поразивший меня своим размахом.

Для тебя важно получить награду на фестивале?

Это, без сомнения, приятно, но не приоритетно. Когда делаешь фильм, то думаешь не о фестивале, а о зрителе. Самое главное признание для меня – реакция зала. Самое приятное, когда твои мысли и чувства доходят до адресата – зрителя. Ужасно, когда фильм оставляет равнодушным. Для меня важна осмысленная эмоция. Эмоция, наталкивающая на размышления.

Где берешь вдохновение, необходимое для создания фильма?

В Питере. Хлебом не корми – дай побродить по питерским улицам. Еще – литература, которая может побудить на создание фильма. И, наконец, встреча с любимыми друзьями, коллегами, актерами.

У тебя есть увлечения?

Мои увлечения напрямую связаны с профессией – кино, литература. Очень люблю читать, иногда пишу, но больше для себя. Мне особенно созвучны романы Достоевского. Наивысшее наслаждение, когда, например, во время работы с актером на площадке ты доходишь до слез, переживаешь определенное очищение. Такое же чувство посещает меня во время чтения Достоевского.

У тебя есть любимые фильмы?

Я очень люблю фильмы Феллини, Антониони («Blow up»), «Восхождение» Ларисы Шапитько, ранние работы Тарковского, из современных западных режиссеров мне очень интересны Михаэль Ханеке, Ларс фон Триер.

Что приходится в себе развивать для работы режиссера?

Мне приходится развивать способность доверять людям. Так сложилось, что в моем характере заложено некоторое недоверие к окружающим. В моей жизни есть ограниченное количество людей, которым я доверяю. Но на плечи режиссера ложится сразу много обязанностей; если не доверять, то справиться в одиночку просто невозможно.

Режиссер – это призвание или профессия, этому надо учиться?

Я считаю, что режиссуре надо учиться. Любитель может снять гениальный фильм, но повторить свой успех он навряд ли сможет – профессией он не обладает. Мастера нас учили профессии, ремеслу «интересно рассказать историю», а то, какие мы Художники, какие темы нас волнуют – это уже как Бог дал и как мама с папой постарались. Чтобы отступать от законов, надо их знать. Авангард должен отталкиваться от классических образцов. Нужно знать азбуку, а потом уже нарушать её законы.

Когда режиссера можно считать успешным?

Режиссер – это человек, профессией которого является понимание других людей. И он будет успешен настолько, насколько глубоко сможет проникнуть в душу и тех, кто остается за границами экрана, и своих персонажей. Режиссура – профессия, которую познаешь всю жизнь и постоянно, каждым фильмом, сдаешь экзамен. Уникальность моей профессии в том, что в ней все каждый раз происходит, как в первый. К каждому фильму, к каждой истории нужен свой подход, как к девушке. И, конечно же, успешным является тот режиссер, который понял себя, почувствовал свою доминанту – осознал, что у него получается хорошо, а за что ему вообще не имеет смысла браться.

Какой совет можешь дать молодым и начинающим?

Нужно заниматься делом, которое тебе близко, только его не каждый может найти. В жизни есть много интересных вещей – важно суметь их увидеть. Человек обязательно должен попробовать себя в той профессии, которая ему по душе. Лев Толстой замечательно сказал: «Если можешь не писать – не пиши». По аналогии: «Если можешь не снимать – не снимай». Но если чего-то хочется, надо непременно пытаться. Падать, подниматься, идти дальше, не наступать на те же грабли… А если боишься пытаться, устаешь падать, не замечаешь уже знакомые грабли – то, наверно, это профессия не твоя. Каждый режиссирует и свою собственную жизнь.

 

на главную                              к списку интервью                              следующее интервью


АРТЁМ АНТОНОВЦАРСТВО БЫЛОГО ВЕЛИЧИЯГОЛУБКИМЕЧТАФЕНЕЧКИСТОЛИЧНЫЙ СКОРЫЙПОЛУМГЛАСУДЕБНАЯ КОЛОНКАПОПЫТКА ВЕРЫ

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS