Артём Антонов

кинорежиссёр


АРТЁМ АНТОНОВ  /  интервью, критика, анонсы  /  СТОЛИЧНЫЙ СКОРЫЙ. интервью

О фильме «СТОЛИЧНЫЙ СКОРЫЙ»

по материалам разных интервью 2004-2005 гг. с режиссёром фильма.

Артём, вы наверняка думали, почему «Столичный скорый» оказался таким успешным. Все же столько наград – не шутка.

Мне хочется надеяться, что в этой работе были успешно найдены общие, присущие в той или иной мере для всех мысли, чувства, эмоции, какие-то обстоятельства, через которые проходят все люди. По сути дела, фильм построен на «штампах» из нашего детства - подглядывание в бинокль, первое объяснение в любви… Моей задачей было увидеть в этих «штампах» ту самую чистоту помыслов, безусловно скрытую внешней подростковой защитой от окружающего мира, которая постепенно с взрослением уходит из наших отношений, из нашей жизни... Мне хотелось пристальней посмотреть на признание в любви, когда парень-подросток, переступая через себя, через робость, не умея сформулировать (как редко удаётся точно сформулировать искренние чувства!), ревнуя девушку к проносящемуся столичному поезду, бормочет что-то вроде: «Ну, ты когда идёшь – я вообще!.. А когда ты в окне – я ещё больше!.. Вот. Ну, я тебя лю…» Сценарий написала Света Демидова – студентка сценарной мастерской Ю.Н.Клепикова. Мой второй мастер Николай Николаевич Кошелев предложил почитать: «Вот это интересно». Прочитав, я вначале абсолютно не проникся. Это была история про двух девочек, живущих в каком-то грязноватом промышленном провинциальном городке. И вот они, от нечего делать, танцуют перед проходящим столичным поездом. Все это было достаточно чернушно и беспросветно. Мне очень понравился центральный стержень – танцы на бочках перед поездом – это было емко, образно и пластично, но что с этим делать дальше я не видел. Почти год сценарий тихо спокойно лежал, а я на него поглядывал лишь издали, пока мы со сценаристкой не решились его дорабатывать. Появились новые линии - Гришка, тусовка на крыше старого вагона, появился другой взгляд на историю, позитивный, благодаря чему история совсем поменяла интонацию, появилась ирония. Мне никогда не приходилось жить в таких провинциальных городках, но мы и постарались сделать так, чтобы эта провинциальная жизнь была чем-то символическим, показать ее условно, сделав акцент на основной теме – иллюзорности мечты и бессмысленности поиска чуда во внешнем мире – «там, где нас нет». А подростковая тусовка, где бы она ни была – на тринадцатом этаже четырнадцати-этажного дома в большом городе, или на крыше старого вагона в провинции – сути своей не меняет. Персонажи с одинаковым успехом могут жить и в старой деревянной двухэтажке, и в пяти-этажной «хрущевке», главное – их мысли и чувства. Окончательно же история сформировалась, когда состоялся выбор актеров, когда мы нащупали типажи и оттенки характеров, благодаря которым история приобрела несколько игрушечный, инфантильный оттенок, что придало ей больше современного звучания. И именно на этом этапе она превратилась в кино.

Артём, насколько я знаю, «Никола-фильм» явилась наряду с университетом сопродюсером «Столичного скорого». Как вы убедили продюсеров, что дело того стоит?

Когда был написан сценарий «Столичного скорого», стало ясно, что в тех условиях, которые может предоставить университет, фильм не снять. Если учебные работы у студента удачные, то институт старается обеспечить в полной мере и диплом, но тем не менее необходимы ещё и профессиональные условия организации производства... Институт, в лице завкафедрой В.Ф.Семенюка, познакомил меня с Игорем Калёновым. Игорь прочитал сценарий, посмотрел мои предыдущие курсовые работы и решил попробовать. Он тогда как раз искал молодых режиссеров, поэтому с самого начала шел разговор о том, что если фильм окажется удачным, можно будет запустить и полнометражный. «Столичный скорый» - первый эксперимент университета производства студенческой картины на продюсерской базе.

Сейчас, когда смотрите фильм, хочется что-нибудь в нем изменить, "подправить"?

Зачем? Не лучше ли снять новый фильм? Недостатки видишь всегда, начиная со съёмок. Что-то получается «подправить» во время монтажа, что-то во время озвучания, но ведь в голове уже прочно сидит «идеальный» фильм, «придуманный» во время подготовки. Готовый фильм я не могу адекватно воспринимать, кроме как набор движущихся картинок, пока он не «отлежится» и не будет маячить у меня перед глазами хотя бы полгода... В первое время я старался ходить на все кинопоказы «Столичного скорого» для того, чтобы послушать дыхание зала, реакцию зрителей на свои мысли и эмоции. Возможность «услышать» зрителей разных аудиторий, городов и даже стран – уникальная возможность. Пока что первая в моей биографии. Фильм, безусловно, рождается только при встрече со зрителем.

Очень талантливые девочки в главных ролях. Кто они?

Все актёры, снявшиеся в фильме – студенты последних курсов Санкт-Петербургской Театральной Академии. В том числе и исполнительницы главных ролей – Аня Слынько и Полина Воронова. Аня – исключительно киногенична и очень работоспособна. Полина Воронова в этом году заканчивает академию и её уже ждет театр музыкальной комедии. К тому же она востребованна и в кино – снялась уже в нескольких сериалах, в том числе и в главной роли. Поэтому, я надеюсь, что галерея российских «звёздных» актёров скоро пополнится.

Как появилась идея создания фильма «Столичный Скорый»?

Был сначала сценарий, который мне очень не понравился. Привлекал лишь центральный стержень – девочки, танцующие перед поездом на бочках. Через год мы со сценаристкой принялись перерабатывать сценарий, в результате чего он абсолютно изменился. От первоначального варианта остались лишь танцующие девочки.

Вы преследовали какую-либо цель, когда начали работу над фильмом «Столичный Скорый»? И теперь что Вы думаете об этом?

Я хотел красиво попрощаться с детством и со всеми теми искренними вещами, которые уходят из нашей жизни с взрослением. Думаю, что это получилось.

Как бы Вы двумя словами описали Ваш фильм человеку, который его еще не видел?

Ироничная мелодрама, развенчивающая иллюзию, что «хорошо там, где нас нет».

Вы думаете, что «Столичный Скорый» является в первую очередь историей о людях, которые уже не подростки, но еще и не взрослые?

Я думаю, что это история об умных подростках.

У Вас много кадров с обнаженными частями тел девушек. И эти образы очень чувственные. Почему? Вы думаете, что эти образы могут охарактеризовать тот тип людей, к которым они принадлежат?

Я думаю, что любой человек ради воплощения своих сокровенных иллюзий, мечтаний готов пойти на многое… А уж девушкам пособлазнять мечту своей природной красотой – сам Бог велел… В силу своего возраста и представлений о взрослом мире девочки выбрали этот способ соблазнения мечты. Согласитесь, что они во многом правы.

Как Вы думаете, что означает столичный поезд для этих двух девушек? Может быть свободу или новую жизнь? А старый вагон, где проходят их вечеринки?

Столичный скорый для девушек это сладостная, сокровенная иллюзия о том, что «хорошо там, где нас нет». Настоящая жизнь с настоящими чувствами по их представлениям может быть только там – за горизонтом, во взрослой жизни, куда ежедневно проносится красавец-поезд. Старый товарный вагон, где собираются ребята вечерами, чтобы выпить и отметить тот или иной праздник, безусловно, для девочек – стоячее болото, олицетворение окраины жизни.

Какие люди или вещи явились стимулом для Вашей работы?

Мне всегда интересны необычные характеры. Характеры, располагающие к объёмному рассмотрению, когда сказанное не равно сделанному и прочувствованному или наоборот. Моменты, когда мы не умеем выразить свои чувства словами или боимся раскрыть свой мирок перед другими.

Как было с режиссурой? Что Вы можете рассказать о съемках?

В России очень «популярно» догонять «уходящую натуру», то есть снимать осенью «под лето», зимой «под осень» и т.д. Придумывать себе трудности, а потом с успехом преодолевать их – это наша национальная черта… На съёмках было очень холодно, поэтому постоянно приходилось отогревать актёров, приводить их в чувство творческой готовности, поддерживать. Актёры же были восхитительно-естественны, поэтому работать с ними было одно удовольствие. С оператором и съёмочной группой мы давно сработались – это наша не первая совместная картина. Взаимопонимание – главный компонент удачной работы, холод – всего лишь мелкие «житейские» неприятности.

Что Вы узнали во время съемок «Столичного Скорого», о чем Вы никогда не забудете?

Как никогда почувствовал, что фильм создаётся до съёмок, дома за столом, а не на площадке. Только то, что досконально продумано и необходимо входит впоследствии в ткань фильма. Всё же ненужное и неважное попросту забывается. А также окончательно уяснил для себя, что точный подбор актёров – 70 % удачи фильма.

Сложно ли было найти актеров, или, когда Вы начали фильм, Вы уже знали какие актеры будут в нем играть?

Нет, не знал. Почти все актёры – студенты последних курсов Петербургской Театральной академии. В процессе подбора актёров окончательно сложился стиль будущей картины, в историю была привнесена некая лёгкая «игрушечность».

В твоем фильме “Столичный скорый” четко прослеживается диспозиция: центр-периферия (провинция). Героини фильма – девочки-провинциалки мечтают о столичном парне, который победительно сойдет к ним с поезда, заметит их. Ты как автор по хорошему иронизируешь над своими мечтательницами, когда в финале заставляешь героинь во всю улепетывать от столичного “жениха”. Чем мотивирована твоя ирония? Разве в современной столице не больше возможностей, в том числе для тебя?

Возможность должна быть осознана и оценена как необходимость для дальнейшего развития. Только тогда, на мой взгляд, она приносит плоды. Мне, например, обидно за “Ленфильм” и за ту творческую спячку, в которой пребывает наша студия. Я чувствую живой интерес к себе со стороны Москвы, было уже несколько предложений работать там – в том числе и на “Мосфильме”. Звонят, просят посмотреть фильмы, хотят сотрудничать… На “Ленфильме” очень мало появляется новых режиссерских имен. На мой взгляд, гораздо меньше, чем могло бы быть… Я бы очень хотел работать в Петербурге, потому что это мой город. Но если я пойму, что возможности развиваться здесь у меня нет, и наоборот – будут интересные предложения из Москвы – я поеду туда не задумываясь.

“Столичный скорый” для меня в первую очередь некое такое “прощание с детством”, поэтому и провинция в нём – образ замкнутого детского мирка, с наивными мечтаниями и иллюзиями. Персонажи “Столичного скорого” не готовы к взрослой жизни, не готовы воспринять её “во всей своей красе”, для них “взрослая, столичная жизнь” представляется блаженством и они стремятся к ней без оглядки, не замечая той красоты и искренности чувств, которая, быть может, у них под носом.

 

SpyLOG

АРТЁМ АНТОНОВЦАРСТВО БЫЛОГО ВЕЛИЧИЯГОЛУБКИМЕЧТАФЕНЕЧКИСТОЛИЧНЫЙ СКОРЫЙПОЛУМГЛАСУДЕБНАЯ КОЛОНКАПОПЫТКА ВЕРЫ

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS