Артём Антонов

кинорежиссёр


АРТЁМ АНТОНОВ  /  интервью, критика, анонсы  /  Артём Антонов: "Мои успехи - пока ещё просто удача"

АРТЁМ АНТОНОВ: «МОИ УСПЕХИ – ПОКА ЕЩЁ ПРОСТО УДАЧА»

Ольга Фролова. Июнь 2004 г.

Возможно, очень скоро имя молодого петербургского режиссера Артёма Антонова, выпускника Петербургского Государственного университета кино и телевидения, станет известно не меньше, чем имя его педагога – прославленного мастера отечественного кинематографа Игоря Масленникова. Составить подобные прогнозы нетрудно – нечасто фильм, снятый в качестве дипломной работы, получает за полгода десять призов на шести фестивалях, входит в пятёрку номинантов на «почётную премию за лучший иностранный студенческий фильм» Американской киноакадемии («Оскар»), принимает внеконкурсное участие в программе «Неделя критики» в Каннах, а «Ленфильм» и Союз кинематографистов называют его автора «Открытием года».

«Столичный скорый» - фильм простой, искренний и очень добрый. И снят качественно, вполне уверенной рукой не новичка-студента, а скорее молодого профессионала. А ещё в фильме снялись замечательные ребята, студенты последних курсов Петербургской театральной академии – тоже, можно сказать, надежда и будущее нашего кинематографа. Вот, наверное, примерные составляющие успеха этого фильма. Хотя, как выяснилось в беседе с Артёмом Антоновым, «корни» успеха растут, как и полагается, из глубины…

- Артем, у Вас есть сейчас такое ощущение: "Я молод, талантлив, удачлив, у меня хорошее будущее" и т.д.?

Такое ощущение важнее для актёров. Это их надо любить, хвалить, холить и лелеять. Даже если не можешь хвалить в открытую, нужно хотя бы поддерживать их, сохранять в них ощущение, что они нужны, что они «молоды, талантливы и у них хорошее будущее»…

- А для режиссёра?

Для режиссера, и для меня, в частности, увлекаться самоласканием вредно. Иногда лучше недооценить, чем переоценить себя. Когда приходит успех, важно держать планку и помнить, что ты настолько мизерно мало сделал для Кино, что ещё не можешь спать спокойно. У меня пока что есть только ощущение, что «я молод и удачлив». Талант – понятие дальнозоркое – видно только издалека, а будущее… время покажет.

- Вы, так сказать, ушли от своих однокурсников "с большим отрывом". Почему у Вас получилось то, что не удалось другим?

Ну, наверно, дело в том, что я кино начал заниматься гораздо раньше, чем мои сокурсники. В школе собрал из одноклассников "киногруппу", которую мы претенциозно назвали "Кинокомпания "Синема"". Кинокомпания снимала на 8-мм кинокамеру трёх-пятиминутные фильмы-сценки - от пародий на детективы и фантастику до "школьных драм". За три года мы сняли около 20-ти "фильмов", устраивая их показы в школе за деньги. После школы я поступил на сценарно-режиссёрское отделение Киношколы-студии "Кадр" при "Ленфильме". Там, в мастерской А.Д.Александрова я получил первые профессиональные азы. В киношколе продолжал снимать уже на любительскую видеокамеру - из других отделений (операторского, звукорежиссёрского, гримёрного) собирал ребят для совместного творчества. Потом работал на "Ленфильме" рабочим, администратором и бригадиром по массовке. Мои институтские курсовые работы тоже не были обделены вниманием: они достаточно успешно покатались по студенческим фестивалям...

- Артём, карьера режиссера (впрочем, как и актера, да и любого человека творческой профессии) может сложиться абсолютно по-разному. Вы не старадаете максимализмом, могли бы, в случае необходимости, скажем, рекламу снимать или что-нибудь в этом роде?

Не хотелось бы рекламу снимать. Дело не в «низкосортности», ни в коем случае! Просто это совсем другая профессия… Я вообще убедился, что существует некий такой внутренний закон: если ты внутри для себя не допускаешь каких-либо других вариантов, то они и не выползают в реальную жизнь. Я не допускаю. Не отвергаю, нет! Не фыркаю высокомерно. Просто не допускаю.

- Сейчас, когда смотрите фильм, хочется что-нибудь в нем изменить, "подправить"?

Зачем? Не лучше ли снять новый фильм? Недостатки видишь всегда, начиная со съёмок. Что-то получается «подправить» во время монтажа, что-то во время озвучания, но ведь в голове уже прочно сидит «идеальный» фильм, «придуманный» во время подготовки. Готовый фильм я не могу адекватно воспринимать, кроме как набор движущихся картинок, пока он не «отлежится» и не будет маячить у меня перед глазами хотя бы полгода... В первое время я старался ходить на все кинопоказы «Столичного скорого», но лишь для того, чтобы послушать дыхание зала, реакцию зрителей на свои мысли и эмоции. Возможность «услышать» зрителей разных аудиторий, городов и даже стран – уникальная возможность. Пока что первая в моей биографии. Фильм, безусловно, рождается только при встрече со зрителем.

- Очень талантливые девочки в главных ролях. Кто они?

Все актёры, снявшиеся в фильме – студенты последних курсов Санкт-Петербургской Театральной Академии. В том числе и исполнительницы главных ролей – Аня Слынько и Полина Воронова. Аня – исключительно киногенична и очень работоспособна. Полина Воронова в этом году заканчивает академию и её уже ждет театр музыкальной комедии. К тому же она востребованна и в кино – снялась уже в нескольких сериалах, в том числе и в главной роли. Поэтому, я надеюсь, что галерея российских «звёздных» актёров скоро пополнится, если на их пути не часто будут встречаться режиссеры, не умеющие работать с актёрами.

- Как Вы относитесь к так называемому "авторскому кино", нужно ли оно нашему зрителю, стоит ли его "воспитывать" посредством кино?

К настоящему авторскому кино я отношусь очень хорошо. К «так называемому авторскому» - плохо. У нас привыкли называть «авторским» всё то кино, которое «не понятное» и «долгое». Но это же не так! Например, в своё время «Иваново детство» Андрея Тарковского очень «подняло» российский кинематограф, привнесло новые средства выражения, ознаменовало начало новой эпохи в развитии кино. И Зрителю оно было интересно, важно, нужно. «Воспитывать» насильно – невозможно. Просто есть разный Зритель, существует различное понимание и предназначение кино. Для одних кино – просмотр новых спецэффектов; для других – отдых после рабочего дня, возможность посмеяться, попереживать, задуматься; для третьих – наблюдение за поиском новых средств выражения. Пусть для каждого будет свое кино. Авторское же кино, безусловно, важно и нужно, поскольку только оно развивает кино как вид искусства. Жанровое кино впоследствии использует удачные находки авторского.

- Что Вы, молодой российский режиссер, думаете по поводу "борьбы" с засильем голливудской кинопродукции?

Достаточно избитый ответ - «борьба» должна выражаться в выпуске качественных отечественных фильмов. О какой «борьбе» может идти речь, если у нас нет крепких жанровых фильмов. Представления телевидения о Зрителе, выраженное в телесериалах, по-моему должно быть весьма оскорбительно для самого Зрителя, но тем не менее даже эти потуги на «жанр» воспринимаюся «на ура» на почве отсутствия более качественных образцов. Нужно более чётко определить адресатов - тех, для кого делается то или иное кино.

- Можете назвать наиболее понравившуюся Вам (одну или несколько) российскую премьеру последнего времени? А что любите из западного кинематографа? Есть ли у Вас кумиры?

Новый фильм Валерия Тодоровского «Мой сводный брат Франкенштейн». Я его видел на «Кинотавре» в Сочи. Там он завоевал Гран-при в основном конкурсе. Думаю, скоро он должен появиться на экране. Кумиров как таковых нет – есть любимые фильмы. Из режиссёров современного западного кинематографа мне интересны Михаэль Ханеке, Ларс фон Триер.

- Вы пока еще не раскрываете карт насчет своего нового проекта? Или можете чуть-чуть рассказать?

Полнометражный дебютный фильм я буду ставить с продюсером Игорем Калёновым на киностудии «Никола-фильм» - на той же студии, что и «Столичный скорый». Будущий фильм находится сейчас в стадии доработки сценария. Его авторы – Игорь Болгарин и Виктор Смирнов. 1944 год, последняя военная зима. Отряд пленных немцев привозят в глухую таежную деревушку, где остались одни женщины… Больше пока не расскажу.

- Как видно из фильма, чувства подростков Вам хорошо знакомы и понятны, потому что этот возраст Вы уже пережили. А готовы ли вы, в Ваши двадцать пять, снимать фильмы о "взрослой" жизни?

Можно, конечно, сказать, что «Столичный скорый» - фильм о «чувствах подростков», но я, в первую очередь, снимал о чувствах, эмоциях «взрослых» людей. Я лишь использовал «подростковую» форму, чтобы, быть может, более явно проявить те искренние вещи, которые становятся редкостью с взрослением человека. Именно поэтому, мне кажется, «Столичный скорый» еще никто не назвал «фильмом для подростков» и он интересен людям более старшего возраста. Готов ли я снимать о «взрослой» жизни? У каждого режиссера есть своя доминанта. Он может ее сам не знать, берясь не за свой материал, пытаясь что-то сделать совсем ему несвойственное. Быть может, я – детский режиссер, а взялся вот за военную драму… Я пока не знаю своей доминанты, поэтому ищу. Поиски покажут. Ждать осталось недолго.

- Что Вам сейчас говорит Ваш педагог,известный режиссёр Игорь Масленников - по поводу фильма, Вашего будущего, советует ли что-нибудь?

Игорь Федорович очень помог мне с поиском сценария. Он также будет художественным руководителем будущего проекта. Масленников всегда советует три вещи: «Внятная экспозиция – залог понимания фильма», «Точный выбор актёров – семьдесят процентов удачи фильма», «Ненавидеть свой материал во время монтажа – избавляться от всего лишнего и неполучившегося». И помнить при этом всем, что «Кино – искусство грубое в конкретике».

 

на главную                              к списку интервью                              следующее интервью


АРТЁМ АНТОНОВЦАРСТВО БЫЛОГО ВЕЛИЧИЯГОЛУБКИМЕЧТАФЕНЕЧКИСТОЛИЧНЫЙ СКОРЫЙПОЛУМГЛАСУДЕБНАЯ КОЛОНКАПОПЫТКА ВЕРЫ

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS