Артём Антонов

кинорежиссёр


АРТЁМ АНТОНОВ  /  интервью, критика, анонсы  /  Вокруг иллюзий прошлого и настоящего

ВОКРУГ ИЛЛЮЗИЙ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО

Мария Каменецкая. «Санкт-Петербургские Ведомости». Июнь 2004 г.

На этой неделе завершился фестиваль «Послание к человеку». Дипломная работа Артёма Антонова «Столичный скорый» получила приз «Кентавр» в международном конкурсе дебютов. В биографии фильма, который успел поучаствовать в отечественных и международных фестивалях и съездить в Канны на программу «Неделя критики», это одиннадцатая по счету награда. Корреспондент Мария КАМЕНЕЦКАЯ встретилась с Артёмом АНТОНОВЫМ на студии «Никола-фильм», где режиссер готовится к съемкам полнометражной картины, а заодно, накануне защиты диплома в институте, проставляет в зачётку записи о «производственной практике».

- Артём, насколько я знаю, «Никола-фильм» явилась наряду с университетом сопродюсером «Столичного скорого». Как вы убедили продюсеров, что дело того стоит?

Когда был написан сценарий «Столичного скорого», стало ясно, что в тех условиях, которые может предоставить университет, фильм не снять. Если учебные работы у студента удачные, то институт старается обеспечить в полной мере и диплом, но тем не менее необходимы ещё и профессиональные условия организации производства... В общем, я пришел к завкафедрой и сказал: «Научите, где взять денег, а ещё лучше – студию, которая бы обеспечила производственную базу», - а он познакомил меня с Игорем Калёновым. Игорь прочитал сценарий, посмотрел мои предыдущие курсовые работы и решил попробовать. Он тогда как раз искал молодых режиссеров, поэтому с самого начала шел разговор о том, что если фильм окажется удачным, можно будет запустить и полнометражный. «Столичный скорый» - первый эксперимент университета производства студенческой картины на продюсерской базе.

- Расскажете, о чем будет дебют в «полном метре»?

Только в двух словах. 1944 год. Отряд пленных немцев привозят в глухую таежную деревушку, где остались одни женщины…

- Вот как, интересно… Это будет комедия?

Нет, ну что вы. Скорее ироничная драма, если говорить о жанрах. По крайней мере, сейчас мне так кажется. Вопрос жанра и интонации повествования всегда щекотливый. Именно сейчас – на этапе работы над сценарием Игоря Болгарина и Виктора Смирнова он и решается. Съемки начнутся только зимой.

- Артём, вы наверняка думали, почему «Столичный скорый» оказался таким успешным. Все же столько наград – не шутка.

Мне хочется надеяться, что в этой работе были успешно найдены общие, присущие в той или иной мере для всех мысли, чувства, эмоции, какие-то обстоятельства, через которые проходят все люди. По сути дела, фильм построен на «штампах» из нашего детства - подглядывание в бинокль, первое объяснение в любви… Моей задачей было увидеть в этих «штампах» ту самую чистоту помыслов, безусловно скрытую внешней подростковой защитой от окружающего мира, которая постепенно с взрослением уходит из наших отношений, из нашей жизни. И вот что интересно: все те «чистые помыслы», что остаются у нас, по-прежнему прикрываются подростковой защитой уже вне зависимости от возраста. Наверно поэтому фильм интересен не только молодому поколению. Когда я задумывал фильм, мне хотелось, чтобы он стал прощанием с детством и со всем, что там остается. Приятно, конечно, что фильм понят, подходят люди, благодарят, у актеров берут автографы.

- На какого зрителя вы рассчитываете, когда делаете фильмы?

Наверно, на своего ровесника. Хочется, чтобы фильмы росли вместе со мной.

- А кто подходит с благодарностями?

Разные – и пожилые дамы, и ровесники тоже. Однако, восприятие фильма разное: у ровесников – неподдельно радостное, у пожилых людей фильм вызывает какую-то светлую грусть.

- Извините за банальный вопрос: вы всегда хотели заниматься кино?

Да, так получилось. Еще в школе собрал компанию и мы снимали что-то на любительскую камеру, даже показы устраивали за деньги. Потом на «Ленфильме» работал бригадиром по массовке и администратором, поступил в киношколу-студию «Кадр» при «Ленфильме». После школы мне не хотелось в институт идти. Надоело учиться, экзамены какие-то сдавать… Хотел только снимать кино, и чтобы ничего этому не мешало. Через четыре года, наконец, почувствовал, что мешает отсутствие знаний и профессионализма. Поступил в Санкт-Петербургский университет кино и телевидения. Университет, безусловно, многое дал. Главное - мне очень повезло с мастерами (Игорем Масленниковым и Николаем Кошелевым). То, что называется – «мои мастера». Очень важно найти «своих мастеров», с которыми у вас общие приоритеты, взгляды на профессию.

- Что происходит с вашими однокурсниками, многие занимаются профессией?

Рано пока говорить, еще даже защиты диплома не было. Знаю, что на съемки клипов и сериалов спрос огромный, но это все-таки не совсем то, что хочется. Чтобы попасть в кино, как раз и нужно зарекомендовать себя курсовыми и дипломными работами. Особенно хорошо, если фильмы показывают на фестивалях – это основной шанс быть замеченным студиями и продюсерами. Некоторые сокурсники, например, даже и не спешат заканчивать вуз, хотя, в принципе, могут защититься наиболее удачной курсовой. Лишняя учебная работа никогда в нашем положении не бывает лишней.

- Да, я слышала, что вам предлагали снимать сериалы, но вы отказались?

Много предлагали, особенно после «Столичного скорого». Но, знаете, когда есть возможность делать полнометражный фильм… Я эти варианты даже особенно и не рассматривал. Хочется остаться в кино, а не перетечь постепенно в телевидение, в чистое производство.

- Про что вам интересно снимать?

Первый фильм (курсовая работа) был похож на философскую притчу, размышление о мечте и быте, второй – о прошлом и настоящем, опять-таки о том, что мы теряем в юности и приобретаем в зрелости. А «Столичный скорый» так или иначе – прощание с детством. Получается, что я кручусь вокруг мечтаний, иллюзий прошлого и настоящего.

- Только что закончился «Послание к человеку». Вы ходили на конкурсные показы?

В этом году мало, поскольку недавно вернулся с «Кинотавра» в Сочи, к тому же защита диплома грядет, да и над фильмом пора начинать работать. «Послание к человеку», как мне кажется, держит уровень, есть много интересных оригинальных работ. Короткий метр – специфический жанр, и отдельные короткометражки гораздо ярче, объёмней по замыслу, чем общий поток «полного метра». В России короткометражные фильмы где-то на обочине. Допустим, «Столичный скорый» будет покупать французский телеканал, ведутся переговоры с американцами. С нашими – тишина, только канал «Культура» интересуется.

- Есть такое мнение, что сейчас в кинотеатры пришел так называемый «новый зритель», которому нужен «новый режиссер» и соответственно «новый кинематограф». Что вы об этом думаете?

Мне кажется, все чуть-чуть попроще. Известно, что в России за последние пятнадцать лет зрителя мастерски выгнали из кинотеатров, а фильмы выпускались настолько низкосортные, что было непонятно – то ли авторы интеллектуальный уровень публики недооценивают, то ли совсем не задаются вопросом для кого все это делается. Потерялся адресат и только недавно стали появляться яркие, интересные фильмы, над которыми можно думать, героям которых можно сопереживать. Невозможно больше снимать кино для никого. За последние десять лет о новых именах в отечественной кинорежиссуре вообще никто не слышал. Но они стали появляться. Должно же было это когда-то случиться! 

 

на главную                              к списку интервью                              следующее интервью


АРТЁМ АНТОНОВЦАРСТВО БЫЛОГО ВЕЛИЧИЯГОЛУБКИМЕЧТАФЕНЕЧКИСТОЛИЧНЫЙ СКОРЫЙПОЛУМГЛАСУДЕБНАЯ КОЛОНКАПОПЫТКА ВЕРЫ

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS